Трудности утилизации: почему Европа опережает Россию в производстве резиновой крошки? • ООО Alegria

Трудности утилизации: почему Европа опережает Россию в производстве резиновой крошки?

Alegria / Новости / Трудности утилизации: почему Европа опережает Россию в производстве резиновой крошки?
20.01.2020
118

Ежегодно в мире производится 1,5 миллиарда автомобильных покрышек. Они быстро изнашиваются, поэтому вопрос об их утилизации и дальнейшем использовании исходного материала - очень важный. В странах Западной Европы эту проблему решают весьма успешно: от 80 до 100% использованной авторезины отправляют на переработку. Полученная в процессе рециклинга резиновая крошка полностью сохраняет свойства первичного продукта: прочность, эластичность, способность к звуко- и гидроизоляции.

История утилизации: от свалки к перерабатывающему заводу

Чтобы полностью разложиться в природных условиях, покрышке требуется более 100 лет. За многие десятилетия во всех странах с развитой автопромышленностью накопились горы шин, нуждающихся в утилизации. Раньше подобные отходы сначала собирали на свалке, а потом уничтожали на кострах или в специальных печах мусороперерабатывающих заводов.

К концу 20 века ситуация резко изменилась – экологи доказали, насколько опасным для окружающей среды является традиционное хранение и сжигание изделий из резины. Во многих странах Европы были приняты законы, направленные на разработку полностью рентабельной и безопасной утилизации покрышек.

Сейчас количество шин, перерабатываемых во всем мире, достигает 20% от ежегодно производимого количества данной продукции. В странах Западной Европы объем автомобильной резины, вновь запускаемой в переработку, уже давно превысил отметку в 80%.

Но есть и признанные лидеры в этом вопросе: в Финляндии в обязательном порядке утилизируется 100% производимых шин. А мощностей перерабатывающих заводов в этой стране хватает и на то, чтобы ликвидировать залежи и свалки, образовавшиеся в предыдущие годы. Оказалось, здесь продукция из резиновой крошки пользуется такой популярностью, что собственных резервов Финляндии уже не хватает. Ежегодно страна закупает у Германии еще 30 тысяч тонн отработанных автопокрышек.

Как ситуация с утилизацией обстоит в России? Пока в нашей стране количество переработанных шин достигает 5-7% от общего объема производства.

Поэтому выпуск продукции, изготовленной из резиновой крошки, хоть и увеличивается, но не так интенсивно, как это наблюдается в странах Западной Европы.

Что мешает производству резиновой крошки в России?

Основная причина, по которой в России перерабатывается только малая часть использованных шин, – отсутствие централизованной системы их сбора. До 85% отработанных покрышек не доходит до свалок, – у нас нет специальных пунктов для их приема или хранения. Автомобилисты вынуждены оставлять отслужившую резину на обочинах дорог или в поле, – они просто не знают, куда ее везти. Из-за этого перерабатывающие заводы постоянно испытывают нехватку сырья, связанную с тем, что нет налаженного канала доставки.

Опыт показывает, что вопрос с массовой утилизацией шин можно решить только с помощью законодательных и государственных органов. Процесс рециклинга необходимо сделать рентабельным для всех участников рынка: от производителей шин до обычных владельцев авто.

Для этого европейские страны ввели специальные финансовые механизмы, когда цена утилизации сразу закладывается в общую стоимость производимого товара. А в обязанности производителей и импортеров шин входит также и обеспечение безопасного процесса переработки.

В России пока нет законов, регулирующих этот вопрос. В нашей стране за утилизацию автопокрышек отвечают только крупные таксопарки и карьеры, где используются мощные большегрузные машины.

Решения и перспективы

Чтобы воспользоваться достижениями стран Западной Европы в вопросе утилизации, необходимо перенять их опыт в области законотворчества. Поможет и расширение рынка продуктов, созданных с помощью циклично переработанной резины. Сейчас продукция, где используется переработанная резиновая крошка, задействована во многих областях: дорожное строительство, возведение домов, производство ремонтных и кровельных материалов.

Еще один важный шаг – создать удобную систему сбора и безопасного складирования. Она должна действовать в каждом округе, чтобы местные жители имели возможность сдать туда пришедшую в негодность авторезину. Только так, через внедрение массового экологического сознания, можно постепенно прийти к 100% утилизации старых шин на территории РФ.

Страны Европейского Союза в ближайшее время планируют снять статус отходов с продукции, полученной из переработанных покрышек. Это поможет избавить произведенное из них сырье от ограничений, накладываемых на их перемещение через границы государств. Такое решение неизбежно приведет к тому, что международный рынок продуктов из циклично используемой резины начнет активно развиваться.

Сейчас ситуация с производством резиновой крошки в России обстоит следующим образом: рециклингом использованных шин занимаются 36 предприятий. Однако даже все вместе, они не могут переработать более 15% от общего количества покрышек, производимых ежегодно. Поэтому страны Западной Европы, где процесс утилизации тесно взаимосвязан с производством резиновой крошки, значительно опережают нас в этом вопросе.